Наши публикации


ПРАВИЛЬНОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ЭКО-УРОКОВ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Ф.Ахмаджанова,
Специалист по молодежи ОО«Сувчи»,                                                                                                                    М.Махмудова,                                                                                                                                                                                      Офис- менеджер ОО «Сувчи»

Общественное Объединение «СУВЧИ» содействует государственным органам в осуществлении мероприятий по рациональному использованию и охране вод; участвует в осуществлении мероприятий и разработке проектов по использованию и управлению водными ресурсами, также содействует и оказывает помощь программам повышения квалификации специалистов водного хозяйства; организует специальный информационный центр и библиотеки по водному хозяйству. И еще одной важной задачей организации является проведение семинаров по защите окружающей среды и эффективному использованию водных ресурсов в областях Узбекистана.
В настоящее время стоит острая проблема нехватки оросительной и питьевой воды, многие хотят помочь в решении данной проблемы, но на пути появляется немало вопросов, «С чего начинать? К кому обращаться? Как говорить людям об этой проблеме? С какими материалами лучше проводить уроки, семинары? Как провести это интересно, чтоб замотивировать детей к дальнейшим действиям?» эти и многие другие вопросы стоят перед теми, кто уже работает над эффективным использованием водных ресурсов Аральского бассейна.
Одной из проблем, которую хочет решить данная статья – это повышение интереса к вопросам экологии и водным ресурсам среди младших школьников. Почему выбран именно этот возраст? Ответ очень короткий: наиболее сензитивный возраст к получение нового опыта и знаний, то, что заложится сейчас будет иметь полезные плоды в будущем.
В чем все-таки основная причина того, что детям неинтересно принимать
участие в вопросах экологии и воды? Разумеется, есть исключения из правил, те, которые неравнодушны к проблемам экологии не только в нашей стране, но и в мире в целом. Но в целом большая часть детей, молодежи отходит от этих вопросов, а точнее старается не соприкасаться с ними.
Данная статья обращена больше тем, кто хочет научиться правильно вести уроки в школе, единичные семинары в колледжах и лицеях. Первая часть статьи будет больше обращена к младшим школьникам, если у публики возникнет вопрос, об особенностях проведения эко- уроков в средней и старшей школе, в колледжах и лицеях.
Начинается урок с мотивационной части – на нее должно быть отведено 5-7 минут от всего урока, в это время можно задать публике:
1.Необычный вопрос, на который не всегда есть однозначный ответ, или есть несколько правильных вариантов ответа.Вопрос не должен быть очень трудным, нам нужно привлечь молодую публику, а не понизить ей самооценку и уровень притязания. Например: почему вода жидкая, как получают люди воду в пустыне Сахара, как можно прожить без воды неделю, если это возможно и т.д.
2.Показать непонятную картинку растения, животного, или снимок Аральского моря со спутника (рис.1), любой другой водный объект, который ранее не могли видеть учащиеся, и спросить на что это похоже и почему. Зная сегодняшние факты об исчезающих видах животных, растений, Красной книге Республике Узбекистан, нужно уметь логически их связать с будущим состоянием населения. Но при этом не забывать говорить все это на языке школьников.
Говоря об интересных рисунках, можно продемонстрировать нижележащий снимок со спутника Аральского моря, проследить хронологию, каким оно было и каким оно стало. Беседовать с детьми о том, что они думают, какие выводы можно заключить исходя из рисунков. Использовать этот раздаточный материал можно на протяжении всего урока, добавляя к нему вопросы и игры.

3.Другой способ заинтересовать аудиторию — провести с ними игру типа «Ледокол». Такие игры проводятся обычно в начале занятия и снимают напряжение, которое обычно бывает в классе. Например: назвать свое имя, и после прилагательное, начинающееся с первой буквы имени участника. Другой пример ледокола: взяться за руки и прокричать какое-нибудь четверостишие о природе, «кричалку», придуманную самим классом. Тогда дети почувствуют ингрупповой фаворитизм, после им легче будет отвечать на вопросы, выполнять групповые задания на протяжении всего урока.
Еще немаловажный пример: чтоб учащиеся видели плоды своего труда им необходимо фиксировать сказанное на доске. Записывать может один ученик, у которого хороший почерк, или каждый, кто даст ответ на вопрос. Тем самым будут задействованы все учащиеся, и они будут чувствовать свою вовлеченность в ход урока.
Если вы все-таки смогли заинтересовать публику, то 80% гарантии того, что урок пройдет успешно.
4.Помещение, в котором проводится урок, семинар должно быть хорошо проветриваемым, светлым и иметь визуальные материалы (баннеры, гербарии, муляжи животных, вещи, напоминающие о природе).
5.Баннеры должны быть яркими, содержать мало текстовой информации, и картинки на них должны быть четкими и качественно напечатанными. Таким образом, мы сможем захватить внимание молодой публики хотя бы на небольшое время, стимулируя визуальную модальность.
6.Говоря о модальности: многие опытные, педагоги забывают о том, что дети в классе находятся с разной модальностью: визуальной, аудиальной, кинестетической. Зная эту информацию, можно распределить учеников по доминирующим модальностям, и получение новой информации для детей будет более упрощённым и интересным.
7.План урока: Приветствие – 5 минут,
Введение в тему урока(мотивационная часть) –5-7 минут,
Повтор пройденного материала – 10 минут,
Физкультурная минутка- 8 минут (можно придумать самим, используя термины из природоведения, окружающего нас мира);
Получение новых знаний – 15 минут,
По возможности, если останется время, то можно провести закрепление нового материала- 5 минут. На весь урок: 50 минут. Перемена — 10-15 минут. Итог: Общее время проведения эко- урока – 65 минут.
Выше вам представлен упрощенный вариант плана урока, но если его придерживаться, будет очень легко вводить новые техники преподавания, игровые элементы, время для вопросов- ответов и больше вероятности того, что хотя бы 20% информации останется до следующего урока (в норме 15%).Итак, мы определили план урока, поделили детей по типу ведущей модальности, а теперь Вам осталось провести сам урок!

Использованная литература:
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. — 2-е изд. — М.: Логос, 2000. — ISBN 5-88439-097-1;
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В. В.. — М.: Педагогика, 1991. — 480 с. — ISBN 5-7155-0358-2;
3. Вачков И. «Основы технологии группового тренинга. Психотехники». Изд-во «Ось-89»,2000;
4. Козлов Н. «Лучшие психологические игры и упражнения». Екатеринбург,1997.